?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: блаженный Феодорит Кирский

Мне меньшему (наимельчайшему [из]) всех святых, дана бысть благодать сия, во языцех благовестити не изследованное (язычникам благовозвестить неподдающееся исследованию) богатство Христово. На мне показал действенность собственной силы Своей, призвав меня, недостойного, и вверив мне обучение язычников. При сем апостол заградил бесстыдные уста Евномию, назвав богатство Христово неисследованным. Ибо Евномий, называя Отца творцом Христовым, утверждал себе, что постиг сущность Самого Отца. Божественный же Апостол не только Божественное естество Христово, но и богатство назвал неисследованным. А как проповедуешь, «если» богатство неисследованно? Сие самое, говорит апостол, я проповедую, что оно неисследованно. Ибо сие и присовокупляет. И просветити вся, что есть смотрение (всех, что управление) тайны сокровенныя (скрытой) от век(ов) в Бозе, создавшем всяческая Исус(ом) Христом. Не исследываю неисследованное, но научаю неведущих откровенной ныне тайне. Ибо прежде была она сокровенна и ведома одному Богу, Который все сотворил, имея содейственником Сына. Да скажется (чтобы была сделана познана) ныне началом (начальствам) и властем на небесных (в небесном через) Церковию, многоразличная премудрость Божия, по предложению (предустановлению) век(ов), ихже сотвори (которое Он сделал в)о Христе Исусе Господе нашем. Ибо невидимые силы не знали сей тайны, но по Домостроительству Церкви дознали неизреченную Божию премудрость. Говорит же апостол: по предложению век, то есть предположил сие прежде веков, сотворил же Домостроительством Владыки Христа. О Немже имамы (в Котором мы имеем) дерзновение, и приведение (право и доступ) в надеяние верою Его (в убеждённости через веру в Него). Ибо, в Него уверовав, Им приведены мы к Богу и Отцу. Темже молю вы не стужати си (потому прошу вас не унывать) в (при) скорбех (тяготах) моих яже о (ради) вас, еже (которые) есть слава ваша. Посему испрашиваю того, чтобы воспользоваться мне Божиею помощию и ради вашего спасения мужественно перенести встречающиеся скорби. Ибо мое терпение в этом есть ваша слава. Все сие вставлено апостолом в средину речи; потом обращается он к слову о молитве и говорит: Сего ради прекланяю колена моя ко Отцу Господа нашего Исуса Христа, из Негоже (от Которого) всяко отечество на небесех и на земли именуется. Бог есть в собственном и подлинном смысле Отец. Ибо не был прежде сыном, а потом стал Отцом, но всегда Он Отец, и Отец по естеству. Другие отцы, как плотские, так и духовные, свыше заимствовали сие наименование. Называет же апостол отцами на земли отцов по естеству, а отцами на небесех нарицает отцов духовных. Таков был и сам Божественный апостол. И сие дал видеть, пиша к коринфянам, ибо говорит: Аще и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1 Кор. 4, 15). Посему говорит: «Прося и умоляя, преклоняю колени мои и молюсь Отцу Господа Исуса Христа, Который подлинно есть Отец, не от другого заимствовал отечество, но Сам сообщил оное другим». О чем же ты молишься? Да даст (чтобы Он дал) вам по богатству славы Своея, силою утвердитися (быть укреплёнными через) Духом Его, во внутреннем человеце, вселитися ([чтобы] поселиться) Христу верою в сердца ваша. И богатство имеет Он неизреченное, и силу неизмеримую. Посему молюсь, чтобы и вам достигнуть того, да соделаются души ваши, по благодати Духа, обителию спасшего вас Христа. Потом учит, что им должно привнести от себя на устроение сего храма. Верою в сердца ваша, (чтобы) в любви вкоренени и основани (укорененные и основавшиеся, утвержденные). Потребны вера и любовь, чтобы вам процветать ими, как бы некиим основанием и корнем имея незыблемость. Да возможете разумети (чтобы вы могли воспринять, постигнуть) со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, (у)разумети же преспеющии(преобладающую [над]) разум(ение, знание превосходящую) любве(-овь) Христову, да(бы) исполнитеся (чтобы вы были наполнены) во всяко исполнение (всею полнотою) Божие. Верою и любовию возможно нам достигнуть духовной благодати, а при ее посредстве дознать величие совершившегося Домостроительства. Ибо широтою, долготою, глубиною и высотою апостол изобразил величие, потому что сими измерениями означается величина. А сие: да исполнитеся во всяко исполнение Божие, значит: да будете иметь Его совершенно вселившимся в вас. Потом догматическое слово сие заключает апостол славословием. Могущему же паче вся творити по преизбыточествию (сверх всего сделать сверхчрезвычайно), ихже ([в] Котором) просим или разумеем (понимаем), по силе действуемей в нас (Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем), Тому слава в Церкви (и в)о Христе Исусе, во вся роды (поколения) века веком, аминь. Песнословлю Его, потому что и может, и хочет, и дарует более того, нежели сколько просим. Но и всем надлежит песнословить Его и в настоящей, и в будущей жизни. Так, показав им богатство Божия благодеяния, побуждает к разным видам добродетели.