?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: блаженный Феодорит Кирский

Братие, имамы избавление кровию Господа нашего Исуса, и оставление прегрешением (прощение преступлений). Достойными любви соделала нас смерть Владычняя. Ибо, чрез нее сложив с себя греховные скверны и освободившись от рабства мучителева, восприяли мы черты Божественного образа. Научает же апостол и тому, как достигли мы сего. По богатству благодати Его, юже преумножил есть (которую явил в изобилии) в нас, потому что изливает источники милостей и омывает нас сими потоками. Во всякой премудрости и разуме (мышлении), сказав (дав познать) нам тайну воли Своея. «Тайною воли» Его назвал сокровенную волю, Ибо, говорит апостол, предопределив сие в начале, открыл впоследствии. Сие и присовокупляет он. По благоволению (по благому намерению) Его, юже прежде положи (которое Он предустановил) о (в) Нем, в смотрение исполнения (для управления полноты) времен. Сказанное о Нем значит: то о Христе. А «исполнением времен» называет апостол время, определенное Богом. Так и в Послании к Галатам сказал: когда же прииде кончина (πληρομα) лета (Гал. 4, 4). [Чтобы] возглавити всяческая (всё в)о Христе яже на небесех, и яже на земли Им (в Нем). Яснее излагает сие в Послании к Римлянам; ибо говорит: вся тварь... совоздыхает и сболезнует даже доныне (Рим. 8, 22); и еще: чаяние бо твари откровения сынов Божиих чает (Рим. 8, 19). То же говорит и в Послании к Евреям: яко да кроме Бога за всех вкусит смерти (Евр. 2, 9). Одно Божие естество не имеет ни в чем нужды; всякая же тварь имела нужду во врачевстве Домостроительства. Ибо стихии, созданные на потребу людям, сотворил Бог подлежащими тлению, потому что и человека смертным имело соделать преступление. Да и невидимые силы скорбели, вероятно, видя водворяющееся у людей лукавство. Ибо если они радуются о единем грешнице кающемся, как сказал Господь (Лк. 15, 7), то явно, что болезнуют, видя противное тому. Но вочеловечение Единородного, сокрушив смерть, показав воскресение и дав залоги воскресения общего, рассеяло сие премрачное облако. Посему апостол сию внезапную перемену вещей называет «возглавлением». Ибо домостроительством Владыки Христа и человеческое естество восставляется и облекается в нетление, и видимая тварь, освободившись от тления, улучает нетление, и сонмы невидимых сил пребудут уже в веселии, потому что отбеже болезнь и печаль и воздыхание (Ис. 35, 10). Сему-то научил Божественный апостол в изъясняемых словах. Ибо не сказал просто: «небо и землю», но яже на небесех и яже на земли. И показывая тайну Домостроительства, присовокупил: о Нем, то есть во Христе. О Немже и наследницы быхом, прежде наречени бывше по прозрению (в Котором и мы были избраны по жребию предопределённые по предустановлению, по предопределению), вся Действующаго по совету (всё Производящего действием по решению) воли Своея. Предопределив нас в начале, предназначил к жизни сей Тот, Кто творит все, что Ему угодно. Яснее же указывает апостол, на какой жребий предопределены мы. Яко (чтобы) быти нам в похваление (для похвалы) славы Его, прежде уповавшим (заранее возложившие надежду) во Христа (на Христа, во Христе). Ибо все, взирая на нас, уверовавших в Господа, песнословят Христа, виновника сих благ. О Немже (в Котором) и вы, слышавше (услышавшие) слово истины, благовествование (благовестие) спасения нашего (в некоторых рукописях: вашего), в Немже и веровавше знаменастеся (в Котором и поверившие вы были отмечены печатью) Духом обетования (обещания, обетованным) Святым. Ибо не только вы слышали, но и уверовали. Почему и сподобились благодати Всесвятого Духа. Сие же знаменастеся подобно пророческому изречению: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4, 7), то есть, как некую печать, прияли дар Духа. Обетованием же апостол называет дар сей, потому что Господь обетовал послать благодать Духа. Иже есть обручение наследию нашему (Который есть задаток, залог наследства нашего). Сим апостол показал величие ожидаемого. Ибо если данная благодать, которою совершались чудеса, воскрешаемы были мертвые, очищаемы прокаженные, изгоняемы демоны, и производилось иное сему подобное, составляла только залог, то явно, что верующие улучат гораздо большую благодать. Во избавление снабдению (для выкупа достояния, удела Его), в (для) похвалу славы Его, то есть залог сей дан нам в настоящем, чтобы освободить нас от мучительства неприязненного и соделать присными Богу и чтобы мы, помня благодать, всегда прославляли Его. Сего ради и аз слышав (из-за этого и я, услышав о) вашу веру (в)о Христе Исусе и любовь яже ко всем святым, не престаю (не прекращаю, непрестанно) благодаря о вас, (у)поминание о вас творя (делая, вспоминая о вас) в молитвах моих. Из сего заключали иные, что апостол написал сие послание, не видев еще ефесян. Но должно знать, что и коринфянам писал Послание, услышав о них неприятное. Ибо говорит: Возвестися ми о вас, братие моя, от Хлоиса, яко рвения в вас суть (1 Кор. 1, 11). Посему как там, узнав неприятное, пишет со скорбию, так, об ефесянах услышав радостное, слагает им похвалу. Хвалит же их не только за рачение благочестии, но и за щедрость к святым, а сверх сего, песнословит Бога, виновника всех благ, и говорит: Да Бог и Отец Господа нашего Исуса Христа, Отец славы, даст (дал) вам Дух премудрости и откровения, в познание Его, просвещенным очесы (и просветил очи) сердца вашего. Прошу же в молитвах, чтобы исполняться вам духовной мудрости и познать усладительность уповаемых благ. Сие назвал апостол откровением. Сие же: Бог Господа и Отец нашего Исуса Христа ― сказано в смысле разделительном. Ибо одного и Того же назвал и Богом, и Отцом Исуса Христа, и Богом Его, как человека, а Отцом, как Бога; так как «славою» наименовал естество Божие. Так и в Послании к Евреям сказал: Иже сыи сияние славы (Евр. 1, 3), то есть естества Божия. Так и божественный Иезекииль говорит: сие... подобие славы Господни (Иез. 2, 1). Поелику распознать естество Божие совершенно невозможно, то именуют оное славою, придавая именование от поклонения и славословия.