?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ)

О домостроительствѣ нашего спасенія, по словамъ праздничнаго тропаря. Въ краткихъ словахъ тропаря въ честь настоящаго великаго праздника святая Церковь говоритъ намъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада, о всемъ Божественномъ домостроительствѣ въ дѣлѣ нашего спасенія. Господь за нарушеніе первыми людьми въ раю Его заповѣди наложилъ на нихъ проклятіе, которое распространилось затѣмъ на все человѣчество. Это проклятіе есть самое великое бѣдствіе, какое можетъ быть въ человѣческой жизни. Вся сила и тягость его для насъ заключается въ разобщеніи между Богомъ и людьми. Поэтому Божественное проклятіе и выразилось въ изгнаніи нашихъ прародителей изъ рая, въ лишеніи ихъ благодати Святаго Духа, какъ внутренняго источника святости и блаженства, и въ тѣхъ скорбяхъ и бѣдствіяхъ, вплоть до смерти, которыя стали удѣломъ всѣхъ людей. Это проклятіе переходило и въ загробный міръ. И тамъ разобщеніе между Богомъ и людьми оставалось во всей своей силѣ. Даже души праведниковъ сходили въ адъ и были лишены Божественнаго свѣта и лицезрѣнія Бога, ибо двери рая были для нихъ закрыты. Но не навѣки Господь подвергъ такому наказанію человѣческій родъ. Ему благоугодно было снять съ насъ проклятіе и вернуть намъ райское блаженство. Возможность дарованія этихъ благъ всему міру настала съ момента Рождества Богородицы. А осуществилась эта возможность, когда возсіявшее отъ Пречистой Дѣвы Маріи Солнце правды, Христосъ Богъ нашъ, Своими крестными страданіями и смертію разрушилъ проклятіе, наложенное на людей. Вмѣсто проклятія имъ было даровано благословеніе Божіе и была возвращена внутренняя благодать Святаго Духа, какъ Божественная сила къ исполненію спасительныхъ заповѣдей. А отъ исполненія послѣднихъ люди опять стали испытывать райское блаженство, или Божественную радость (см.: Ін. 15, 10‒12). И такъ какъ смерть была уничтожена въ пречистомъ тѣлѣ Христа Его крестною смертію, то она перестала быть для насъ страшной. Напротивъ, для истинныхъ послѣдователей Господа смерть стала вожделѣнной, ибо она соединяетъ ихъ со Христомъ для вѣчной блаженной жизни. Все это Божественное домостроительство Святая Церковь и заключила въ слѣдующихъ словахъ настоящаго праздничнаго тропаря: «Рождество Твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселеннѣй, изъ Тебе бо возсія Солнце правды Христосъ Богъ нашъ и, разрушивъ клятву, даде благословеніе, и, упразднивъ смерть, дарова намъ животъ вѣчный». Какъ видимъ, здѣсь избавленіе отъ клятвы поставлено на первое мѣсто въ числѣ другихъ спасительныхъ благъ, дарованныхъ намъ Христомъ. И это понятно, ибо прежде чѣмъ даровать эти блага людямъ и черезъ нихъ соединить насъ съ Богомъ, надо было устранить проклятіе, которое препятствовало этому единенію. Какъ только клятва была разрушена, такъ стала изливаться на людей вся Божественная любовь въ ея разнообразныхъ и дивныхъ проявленіяхъ. Но вотъ на что мы должны съ вами, мои возлюбленныя о Христѣ чада, обратить здѣсь особенное вниманіе. То Божественное проклятіе, отъ коего избавилъ насъ Господь Своею крестною смертію, можетъ опять вернуться къ намъ. Еп. Ѳеофранъ Затворникъ, объясняя слова апостола Павла: Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятва (Гал. 3, 13), говоритъ, что клятва всегда слѣдуетъ за нами по пятамъ, и мы вновь можемъ оказаться подъ проклятіемъ, если будемъ нарушать спасительныя заповѣди [Еп. Ѳеофанъ. Толкованіе посланія святаго апостола Павла къ Галатамъ, стр. 245. М. 1898]. Этого мало. Мы можемъ подпасть болѣе тяжкому проклятію, чѣмъ то, какое наложено было Богомъ на первыхъ людей. Оно произошло, въ силу нарушенія ими Божественной заповѣди. А мы, отвергая заповѣди своими тяжкими грѣхами, тѣмъ самымъ попираемъ кровь нашего Спасителя и, по словамъ апостола Павла, второй разъ распинаемъ Христа. Такимъ образомъ, мы подпадаемъ сугубому проклятію: и за нарушеніе Божественныхъ заповѣдей и за попраніе крови Христа Спасителя. Поэтому, если мы не будемъ соблюдать заповѣдей, то послѣ смерти нашимъ удѣломъ будутъ самыя тяжкія адскія мученія. Какой же слѣдуетъ изъ всего этого спасительный для насъ выводъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада? Если черезъ нарушеніе заповѣдей мы вновь подпадаемъ проклятію, и притомъ такому ужасному, то ясно, какъ свято и неуклонно мы должны ихъ исполнять. Не будемъ оправдывать нарушеніе нами заповѣдей немощами человѣческаго естества. Мы имѣемъ въ себѣ съ момента крещенія внутреннюю возрождающую благодать Святаго Духа, эту несокрушимую и всемогущую силу. Поэтому каждый изъ насъ вмѣстѣ съ апостоломъ Павломъ можетъ сказать: вся могу о укрѣпляюшемъ мя Ісусѣ Христѣ (Флп. 4, 13). Не будемъ въ свое оправданіе указывать на внѣшнія тягостныя условія жизни, именно, на великія скорби, которыя, какъ никогда, мы переживаемъ съ вами нынѣ. Да, эти скорби слишкомъ тягостны, ибо онѣ являются признакомъ страшнаго времени, близкаго ко Второму Пришествію Господа. Еще іеросхимонаху отцу Амвросію, великому старцу Оптиной пустыни, было открыто Богомъ, что мы переживаемъ страшное, послѣднее, седьмое лѣто. Но если бы даже Господь продлилъ нашу жизнь до появленія антихриста и до Второго Своего Пришествія, то и скорби того времени, какъ бы онѣ ни были велики, не должны помѣшать намъ неуклонно соблюдать Божественныя заповѣди. Напротивъ, эти скорби должны укрѣпить нашъ духъ еще бóльшею бодростью и силою въ служеніи Христу. Имѣя въ виду великія міровыя бѣдствія предъ самымъ Вторымъ Своимъ Пришествіемъ, Господь говорилъ ученикамъ: Когда же начнетъ это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавленіе ваше (Лк. 21, 28). Что тяжкія скорби должны быть источникомъ утѣшенія для истинныхъ послѣдователей Христа, объ этомъ свидѣтельствуютъ слова апостола Павла: по мѣрѣ какъ умножаются въ насъ страданія Христовы, умножается Христомъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5). Ясно, что скорби, и даже самыя великія, не могутъ намъ помѣшать исполнять заповѣди Божіи, не могутъ препятствовать намъ любить Христа. Вотъ почему тотъ же великій апостолъ сказалъ: Кто ны разлучитъ отъ любве Божія: скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечь?.. ни смерть, ни животъ... ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ Ісусѣ Господѣ нашемъ (Рим. 8, 35, 38, 39). Поэтому будемъ, возлюбленныя о Христѣ чада, безоговорочно и неуклонно соблюдать Божественныя заповѣди. Намъ всегда окажетъ въ семъ святомъ дѣлѣ помощь Свою Господь Спаситель, ибо Ему угодно было дать намъ отрадное обѣтованіе въ словахъ: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Мѳ. 28, 20). Съ нами всегда наша первая Предстательница и Помощница, Пречистая Дѣва Марія, Которая и родилась для дарованія всему міру нескончаемой вѣчной радости. Она всю силу Своего молитвеннаго дерзновенія направляетъ къ превращенію нашихъ печалей въ радость, и въ очахъ Ея никогда не потеряютъ своей цѣнности ни одинъ скорбный сердечный вздохъ нашъ, ни одна наша слеза. Съ этимъ сознаніемъ и съ этою надеждою будемъ всегда прибѣгать къ всемогущему и материнскому предстательству Пречистой Дѣвы Маріи въ такихъ словахъ церковнаго пѣснопѣнія: «Предстательство христіанъ непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грѣшныхъ моленій гласы, но предвари, яко благая, на помощь насъ вѣрно зовущихъ Ти: ускори на молитву и потщися на умоленіе, предстательствующи присно, Богородице, чтущихъ Тя». Аминь. Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 8 сентября 1943 г.