?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Человеку нужно понять себя. Понять и найти. Многие вещи, которые казались нашим предкам прописными и очевидными, сегодня нужно доказывать. Это тяжелый труд — объяснять и доказывать очевидное. Доказывать, что целомудрие — это красиво, что трудолюбие — это почетно, что верность — это свято... И Евангелие помогает нам в этом. С помощью Божьего слова мы хотим понять себя. Понять и найти. Об этом размышляет известный миссионер протоиерей Андрей Ткачев на страницах книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и называется «О мире и человеке: сборник статей». В этой книге известного православного писателя, публициста и миссионера протоиерея Андрея Ткачева собрано множество статей, написанных им в разные годы. На страницах сборника автор размышляет на многочисленные темы, которые навевает современная действительность. Он говорит о человеке в частности и о цивилизации в целом, о городах, как тюрьмах для души и свободе, которую не могут обрести даже те, кто живет вне городов, говорит о демократии, об интеллигенции, культуре, о спорте, экономике, гражданском обществе и еще многом другом. Но не только социальные или общественные проблемы раскрывает автор, говорит он и о вещах нематериальных, о том, что должно волновать каждого человека ― о его душе и ее стремлении к Богу, о заповедях Божиих, о любви, молитве, спасении. Несколько тем этой книги посвящено семье, и к размышлениям этим особо хочется обратиться именно сегодня. Ведь 18 сентября Святая Церковь чтит память святых родителей Иоанна Предтечи пророка Захарии и праведной Елисаветы. А вчера, 17 сентября мы совершали память святых Петра и Февронии Муромских, празднование установлено в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году. Как известно, эти святые являются покровителями семейного очага, и мы возносим им молитвы о создании и сохранении наших семей, поэтому в дни чествования этих благочестивых и святых супружеских пар вполне уместно обратиться к теме семьи, любви и верности.
И вот в частности, в одной из статей, которая называется «Благословенная сложность бытия», автор пишет: «Любой пруд ― это живая экосистема. Там по вечерам заводят свои концерты лягушки, там плавают какие-никакие, а рыбки, за которыми охотятся настоящие птицы, падающие камнем на воду и уносящие в клюве очередную мелюзгу. Там жизнь кишит кишмя, и видно это не только маститому биологу, но и простому обывателю. <…> Биологи и экологи говорят нам о том, что экосистема тем прочнее, чем сложнее. То есть чем больше в ней живых участников, чем из большего количества видов она состоит, тем больше шансов у нее на выживание и тем большей степенью здоровья и устойчивости она обладает. Сказанное с любовью и одновременной тревогой перевожу на семью. Если применить тезис, высказанный по поводу заросшего тиной пруда, к семейным отношениям, то он прозвучит так: чем больше людей разных поколений составляют из себя семью, тем больше шансов, что психическое здоровье нового члена этой семьи будет в норме. Теперь, ― говорит отец Андрей, ― поясняю примером и по необходимости рисую идеальную картину. А может ― картину из недалекого прошлого. Человек пришел в мир. Мать отстрадала и в свой черед возрадовалась, как и говорит Евангелие. Человек откормился грудью, отплакался, лежа на спине, затем встал на четвереньки, пополз, затем пошел, то и дело, падая и плача. Наконец он уже и ходит, и говорит, что сравнимо по масштабу с зарождением новой Вселенной. Теперь его не просто окружает мир, но он мир этот видит, воспринимает и осознает. Очень хорошо ― ни с чем не сравнимо хорошо, ― если мир, видимый и воспринимаемый новым человеком, благословенно сложен. В нем должен быть дедушка и его спутница ― бабушка. Это ― настоящие динозавры. Добрые и доисторические. Это люди из святого и недостижимого прошлого. Бабушка пахнет ряженкой и хлебным мякишем. Дедушка ― табаком. Еще дедушка колюч от щетины. Оба они любят брать внука на руки и рассказывать о том, что видели они и что внук может увидеть только внутренним зрением. Это живые представители всей человеческой древности. Видя их, ребенок подкожно воспринимает идею того, что мир очень древен, очень сложен и что бабушка с дедушкой ― крайние звенья цепи, к которой ребенку посчастливилось прикоснуться. Далее следуют мама и папа. Не одна мама, а непременно ― мама и папа. Мама ― это самый красивый и добрый человек в мире. Но добрым он может быть только если где-то на фоне мелькает папа. В его отсутствие ― полное, то есть, отсутствие ― мама остается самым красивым человеком в мире, но становится также и самым злым, самым раздраженным человеком в мире. Папа же является по определению самым сильным человеком в мире, которого заслуженно любит самый красивый человек. Пока самый красивый и самый сильный человек живут вместе, и ребенок осознает себя “их ребенком”, он живет в подлинном раю. Этот психологический рай характеризуется защищенностью и безответственностью. За все отвечают они ― сильные и красивые. А ты живешь за их спиной как у Христа за пазухой, и смысл этого выражения станет тебе понятен много позже. Еще должны быть братья и сестры. Ребенок может ненавидеть их по временам, может опасаться, что за старшими ему придется донашивать все, вплоть до старой жены (см. мультик про Карлсона). Но эти братья и сестры рождают в душе (прежде всякой богословской рефлексии) чувство коллективной ответственности, чувство локтя и еще Бог знает сколько всяких чувств. А еще должны быть разные тети и дяди, двоюродные братья и сестры, которые собираются время от времени вместе на праздники или похороны, шумят, мешают жить, раздражают, но… При этом всем они дают ощущать, что жизнь сложна, что жизнь ― ковер, а ты ― нитка, вшитая в ткань ковра. Нитки сверху над тобой, нитки ― под тобой, они справа и слева. Распусти их, начни резать их или поджигать ― стройное единство распадется, а ты останешься всего лишь ниткой, а не частью ковра». По словам отца Андрея, жизнь должна отличаться благословенной сложностью. Вместо этого она стремится к радикальному упрощению, которое на языке социологии и психологии зовется «индивидуализмом». Всяк сам по себе. Ни дедов с бабками, ни запаха хлебного мякиша и дешевого табака. Ни кузин с кузенами, ни теток с дядьками. Подраться не с кем. Не на кого крикнуть: «Это он!», потому что и невымытая посуда, и разбросанные вещи ― твоих рук дело. Больше никого, кроме тебя, нет. Ты в семье один. Один. Для ребенка это страшное слово. Папа исчез, дед умер, тот дядя, который не папа, тоже исчез. И ты ― один. Кроме тебя только психованная мама, измученная одиночеством. А ты ― ее затюканное дитя, смотрящее на мир такими глазами, словно уже слышан гул приближающегося бомбардировщика. Се ― наша жизнь, граждане, ― заключает автор. Но изменить ее – в наших силах, если мы будем жить по установлениям Божиим. И примером для нас являются наши святые. В данном случае, святые покровители брака: святые Петр и Феврония, святые Захария и Елисавета, святые Димитрий Донской и Евдокия и многие другие святые супруги. В дни их памяти, по словам отца Андрея, нужно идти в храмы. «Идите, ― говорит священник, ― держась за руки: жених и невеста, муж и жена, родители и дети. Благодарите Бога за чудо семейной жизни, подаренное вам. Молитесь о детях своих, чтобы будущий их брак был единственным и удачным. Поминайте тех, кто родил вас: отцов, матерей, дедушек и бабушек. Выстраивайте через молитву и память живые связи с теми, кто жил до вас и будет жить после вас. В этом переплетенном единстве народ становится непобедимым и цельным. Древняя Русь входит в сегодняшний день, чтобы укрепить и освятить его. Будущее угадывается сегодня, и это будущее будет благодарно сегодняшнему дню за то, что мы с вами не разменялись на погоню за одной лишь прибылью и удовольствиями, но поискали и нашли подлинные смыслы жизни». В этой книге собрано немало интересных и даже смелых размышлений протоиерея Андрея Ткачева, который бесстрашен в подходе к избираемым темам, порой, казалось бы, запретным. Отец Андрей учит осмыслить, понять, без лживой правильности, без фарисейской оглядки на авторитеты те реальности современного окружающего мира, к которым многие из нас привыкли и воспринимают как должное, даже то, что выходит за рамки нравственного закона. А именно о нравственном законе, а вернее о Законе Божием говорит автор, к этому подводит он читателя каждым своим очерком, каждым словом. Чтобы убедиться в этом, откройте любую книгу отца Андрея Ткачева, в том числе и этот сборник статей под названием «О мире и человеке».