?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Представьте себе, что вы сделались свидетелями земной жизни Христа Спасителя: присутствуете при Его рождении в Вифлеемской пещере, видите Его крещаюшимся, являющимся народу, слушаете Его дивную проповедь… присутствуете при Его торжественном входе во Иерусалим, потом на Тайной Вечере; затем идете за Ним в гущу Гефсиманского сада, где Он скорбел и молился. Далее вы с Ним на суде Анны и Каиафы, Пилата и Ирода. Наконец вы на Голгофе, видите, как распинают Его, слышите глумления и издевательства над Ним, зрите Его смерть и ужас бездушной природы, положение во гроб. Видите, как отвалился камень от дверей гроба и явился прославленный Воскресший Христос. Затем вы являетесь свидетелями Его явлений ученикам и народу и сподобляетесь получить благословение от Него, возносящегося на Небо». Всё это мы, по словам священноисповедника Сергия Правдолюбова, можем видеть ежедневно, всё это мы можем пережить за богослужением, называемым Литургией. О ней и говорится на страницах книги, которая вышла в свет в Издательстве Отчий дом в серии «Жизнь в Церкви». Книга называется «Объяснение Божественной литургии». Как отмечают издатели, в традиции Русской Православной Церкви всегда была забота о том, чтобы народ Божий знал и понимал православное богослужение, особенно Литургию. Проповеди и беседы на эти темы были органической составляющей приходской жизни. Издатели данной книги предлагают читателям мысленно перенестись в Троицкую церковь в городе Касимове и прослушать вместе с ее прихожанами десять проповедей-бесед о Божественной литургии. Они были прочитаны в 1924‒1925 годах настоятелем этой церкви, митрофорным протоиереем Сергием Правдолюбовым, будущим соловецким узником. Отец Сергий говорит о самом главном, самом важном смысле Литургии — о присутствии за ней Самого Господа Исуса Христа. Говорит горячо, увлекаясь сам и увлекая своих пасомых. Чтобы было более понятно для слушателей, священник текст последования Литургии часто цитировал в переводе на русский язык с добавлением своих комментариев. И этот текст включен в издание без изменений.
О жизни и личности священноисповедника Сергия читатели узнают из краткого жизнеописания, помещенного в Приложении. Вот лишь несколько слов, которые о своем отце говорит протоиерей Анатолий Правдолюбов: «Специальностью его была апологетика — защита православно-христианской веры от неверия. На этом поприще отец успешно подвизался много лет. Его знали и по-своему уважали даже его идейные враги, нередко приезжавшие из Москвы и Рязани и устраивавшие с ним публичные диспуты. Впрочем, такие дис­путы проводились им и в первые годы его служения в Вятской (Кировской) епархии. Отец отличался большим красноречием, способностью к прекрасным, вдохновенным импровизациям, постоянной проповеднической деятельностью в течение многих лет. На многих диспутах с его участием мне приходилось бывать... Проповеди же его я слушал постоянно с семи до четырнадцати лет включительно». Как вспоминает отец Анатолий, по четвергам, вся их большая семья на целый день собирались к деду (отцу Анатолию Авдиевичу), и разговоры касались разных церковных, канонических и практико-гомилетических тем. На эти беседы допускались и дети с раннего возраста, и это было невыразимо полезно как для меня, ― говорит батюшка, ― так и для других моих юных родственников. Папа был душой, организатором и водителем этих бесед. Нередко просили все родственные старцы папу просто сымпровизировать тут же проповедь на следующую неделю. Слушали внимательно, иногда вставляли дополнения или поправки, а потом во всех церквах говорили одно и то же, впрочем, конечно, с особенностями личными, отличающими во многом одного проповедника от другого. Причем, сказывалась тут и привязанность того или другого к определенным источникам и, так сказать, проповедническим идеалам. У папы на вооружении были больше всего архиепископ Херсонский Иннокентий и великий ученик его — епископ Феофан, Вышенский Затворник...» Выдающиеся заслуги отца Сергия в служении у престола Божия и проповеди были отмечены Священноначалием: 26 февраля 1928 года он был награжден крестом с украшениями за усердное проповедание слова Божия. В этой книге представлена лишь малая часть того проповеднического наследия, которое оставил нам священноисповедник Сергий Правдолюбов. И оно, как уже было сказано, посвящено Литургии. Как отмечает автор, «одно из самых могущественных средств, дающих возможность жить истинно христианской жизнью, есть возможно частое участие в Божественной литургии. Существует пословица: скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты сам. С кем мы часто встречаемся и проводим время, те и налагают на нашу душу свой отпечаток, мы становимся такими же, как они». Из бесед, представленных в книге, читатели узнают, что такое Литургия, с Кем мы входим в общение и каким воздухом дышим тогда. Мы встречаемся с Самим Господом Исусом Христом, таинственно восседающим на святом престоле в Тайнах Своего Тела и Крови, общаемся и служим вместе со всем Небом, следим за жизнью Исуса Христа, присутствуем при святейшей Крестной Жертве Его любви к падшему человечеству. Вот с Кем мы «знакомы», вот куда мы постоянно ходим. И душа наша незримо и неприметно для нас преобразуется, в ней водворяется Божие Царство, и она устрояется во образ Христа. Значит, чтобы воспользоваться этими средствами, нужно как можно чаще присутствовать за Божественной литургией не только в праздники, но, сколько возможно чаще, и в будние дни. Но можно и часто ходить к Божественной литургии, и не воспользоваться той силой, какую сообщает она. Это бывает тогда, когда мы только устами говорим: «Господи, Господи», а сердце наше далеко отстоит от Него; когда мы только телом присутствуем в храме, а душа наша странствует по распутиям мира. Нет, входя в храм, мы должны отложить всякое житейское попечение, как бы отряхнуть прах мира от своих ног, заставить замолчать свою плоть, стоять в храме со страхом и трепетом, ничто земное в себе не помышляя. Сердце свое и дух свой должны приготовить к восприятию небесных впечатлений, внимательно слушать и горячо молиться. Такое стояние в храме, соединенное с частыми посещениями Литургии, по словам автора, и даст нам возможность перевоспитать своего внутреннего человека. Душа наша будет неприметно улучшаться, восходить от силы в силу, воспитываясь в искусстве истинно христианской жизни. А приобщаясь Христовых Тайн, мы соединимся с Самим Носителем этой жизни — Господом Исусом Христом. Соединяясь с Ним, мы перестаем быть своими, а становимся Христовыми и живем уже не мы, а живет в нас Христос... И чем больше и чаще, чем искреннее и сознательнее мы будем посещать храм и присутствовать за Божественной литургией, тем крепче и крепче будет нарастать в нас и понимание, и желание «жизни во Христе», тем сильнее и сильнее будет в нас влияние Литургии». Кто хочет на себе испытать действие Божественной литургии, ― говорит автор, ― пусть благоговейно войдет в храм перед началом службы и поручит себя и своё сердце Господу, отложив всякое житейское попечение. Усердно и благоговейно молится ― так, как ему на ум придет, не о своих маленьких житейских нуждах, а прилежно следя за тем, о чём молятся все, следя своими мыслями и сердцем за тем, что громко, в слух всего молитвенного собрания возглашает диакон. Пусть следит за словами и действиями священника, покорно наклоняя голову под его благословляющую руку, как бы под руку Самого Господа, и радостно принимает на себя призываемую на него священником благодать Святаго Духа. Пусть помнит всё время, что он молится вместе одними устами и одним сердцем со всеми находящимися в церкви, имея во главе священника. Приобщившись такому настроению, христианин и по выходе из храма как драгоценность хранит в своем сердце это неземное настроение. И таким образом, он воспитывает свой дух в сфере литургийных переживаний и поднимается с одной на другую ступень по лестнице христианского совершенствования, черпая силы из Божественного богослужения, называемого Литургией. А ее объяснение читатель найдет на страницах этой книги. По словам священноисповедника Сергия Правдолюбова, «Божественная литургия ― святейшее из Таинств, возвышеннейшее и главнейшее из богослужений, Святая святых христианина. Это совместное служение Богу Неба и земли, это сокровище, равного которому нет на земле. Поэтому всякому, кто хочет идти за Христом и становиться всё лучше и лучше, необходимо сколь можно частое посещение Божественной литургии. Она незримо для человека строит и создаёт в его душе Царство Божие, медленно, но верно преобразует в душе ветхого человека в новую тварь, в новое существо, отмеченное неизгладимой и блистающей печатью богоподобия».