?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: блаженный Феодорит Кирский; архиепископ Аверкий Таушев

Для вразумления коринфян святой апостол посылает им доверенного ученика своего Тимофея и обещает вскоре и сам к ним придти. Противники святого апостола Павла, видимо, распускали слух, что он четыре года уже не посещает Коринфа из боязни встречи там со своими соперниками, более его сильными в слове. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Апостол обещает, при посещении Коринфа испытать «не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе» ― в жизни и в делах. Чтó хóщете? съ пáлицею ли прiидý къ вáмъ, или́ съ любо­́вiю и дýхомъ крóтости? (Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?) Блаженный Феодорит Кирский: То и другое им отдает на выбор, ибо говорит: «Приду, как сами пожелаете, или духовно, или в виде судии». «Палицею» же называет карательную силу, ибо ею лишил света очи Елимы (см.: Деян. 13: 11). Пятая и шестая главы содержат обличения нравственных недостатков. Вся пятая глава посвящена обличению блудника-кровосмесника, который взял себе в жену «жену отца своего», то есть, надо полагать, мачеху. Отню́дъ слы́шит­ся въ вáсъ блужéнiе. Апостол достаточно дал видеть чрезмерность неприличия, ибо, говорит, не должно и слышимо быть это; показывает же и великость беззакония (Феодорит). И таковó блужéнiе, яковóже ни во язы́цѣхъ именýет­ся. На что не отважатся и обучавшиеся демонским учениям, на то отважились у вас (Феодорит). Я́ко нѣ́ко­ему имѣ́ти женý óтчую. И в этом подивиться должно апостольской мудрости. Не сказал: «мачеху», потому что имя сие выражает какую-то неприязненность, но жену отчую, то есть заступающую место матери, сочетавшуюся с отцом после собственной его матери, соделавшуюся для родителя тем же, чем была родившая его. Потом, оставив блудника, произносит обвинение на принадлежащих к его толку (Феодорит). И вы́ разгордѣ́сте. Высоко стали думать о себе, как имеющие многоученого наставника (Феодорит). И не пáче плáкасте, да и́змет­ся от­ среды́ вáсъ содѣ́явый дѣ́ло сié. Не дает противоречащих законов; не сказал: «Почему не изгнали?» Ибо выше запретил судить учителей; но ― почему не плакасте, умоляя Бога, чтобы избавил от такой заразы? (Феодорит). Занé áзъ ýбо áще не у вáсъ сы́й тѣ́ломъ, тý же живы́й дýхомъ, ужé суди́хъ, я́ко тáмо сы́й: содѣ́яв­шаго си́це сié. Пусть никто из вас не держится другого какого-либо мнения, потому что немедленно произношу приговор: Содеявшаго сице сие: снова показал чрезмерность преступления (Феодорит). О и́мени Гóспода нá­шего Исýса Христá собрáв­шымся вáмъ и мо­емý дýху, съ си́лою Гóспода нá­шего Исýса Христá, предáти таковáго сатанѣ́ во измождéнiе плóти, да дýхъ спасéт­ся въ дéнь Гóспода нá­шего Исýса Христá. Апостол в трепет приводящее составил судилище. Сперва собрал всех о имени Господа; потом и себя ввел по благодати Духа и показал, что Сам Владыка председательствует; изрекает приговор, предает исполнителю казни и определяет наказать одно только тело, потому что душе в самом наказании уготовляет целебное врачевство. Духом же называет здесь Апостол не душу, но дарование. Все это, говорит он, делаю для того, чтобы дарование сие сохранилось в нем до пришествия Спасителя нашего. А из сего научаемся, что на отделяемых и отлучаемых от тела Церкви наступает диавол, находя их лишенными благодати. Так отсекши блудника, Апостол объясняет причину, по которой соделано сие (Феодорит). Святой Павел укоряет коринфян, что они возгордились, «вместо того, чтобы лучше плакать» то есть ― не следовало бы коринфянам высоко о себе думать, если возможны среди них такие гнусности. Во избежание дальнейшего соблазна, святой Апостол повелевает еще до своего прихода «предать» виновного «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Исуса Христа» (ст. 1‒5). Это не только отлучение от Церкви, вне которой «область сатанина», но и действительное наказание, как говорит святой Иоанн Златоуст, подобное тому, что было с Иовом, «хотя не с одинаковою силою: там для славнейших венцов, а здесь для разрешения от грехов, дабы сатана наказал его злокачественными ранами или другою какою-нибудь болезнью». «Плотской грех в плоти и наказывается», поясняет еп. Феофан Затворник: «Изможденная плоть ослабит узы греха, и даст простор духу покаяться».