?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

И я́коже скончавá­ше Иоáн­нъ течéнiе, глагóлаше: когó мя́ непщýете бы́ти? нѣ́смь áзъ, но сé, грядéтъ по мнѣ́, Емýже нѣ́смь достóинъ разрѣши́ти ремéнь сапогý Егó. Иоанн не просто свидетельствует, но отрицает саму славу, которую все приписывали ему. Не одно и то же — отказываться от чести, когда никто не оказывает ее, и — тогда, когда ее предоставляют все. Мýжiе брáтiе, сы́нове рóда Авраáмля. Указывает здесь на именитое происхождение иудеев. И и́же въ вáсъ боя́щiися Бóга, вáмъ слóво спасéнiя сегó послáся. Живýщiи бо во Иерусали́мѣ и кня́зи и́хъ, Сегó не разумѣ́в­ше, и глáсы прорóческiя по вся́ суббóты чтóмыя, осуди́в­ше [Егó], испóлниша. «Не узнав Его». Некоторым образом извиняет их: распяли, говорит, не зная, кто Он; потому что злодеяние совершено вследствие неведения. И ни еди́ныя вины́ смéртныя обрѣ́тше, проси́ша у Пилáта уби́ти Егó: Говорит, что смертная казнь была желательна им. Выводит на сцену Пилата, чтобы, с одной стороны, сделать общеизвестным страдание, с другой — подвергнуть себя большему обвинению как предавших Христа мужу иноплеменному. И не сказал «потребовали», но — «просили». Испросили, говорит, позволение на убиение, хотя Пилат как бы не желал этого. Об этом яснее говорит Петр: Когда он полагал освободить Его (Деян. 3: 13). Я́коже скончáша вся́, я́же о нéмъ пи́сана, снéмше съ дрéва, положи́ша во грóбѣ. Бóгъ же воскреси́ Егó от­ мéртвыхъ: Да не смущает тебя то, что об Исусе говорится, что Он воскрешен Богом, потому что если Исус есть не иной Кто, как воплотившееся Слово, а Слово, по свидетельству Писания, Христос, Божия Сила и Божия Премудрость, есть сила Отца, которой Он совершает все, то следует разуметь, что Исус Сам воскресил Себя. И если говорится, что Он воскрешен Отцом, так говорится в том смысле, что Отцу, как такому началу и такой причине, которые — вне времени, приписывается все. Да и Сам Исус говорит: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2: 19). И́же явля́шеся во дни́ мнóги совоз­шéдшымъ съ ни́мъ от­ Галилéи во Иерусали́мъ, и́же ны́нѣ сýть свидѣ́телiе егó къ лю́демъ. Чем они никак не могли бы быть, если бы не подкрепляла их сила Божия. И мы́ вáмъ благовѣ­ст­вýемъ обѣтовáнiе бы́в­шее ко отцéмъ, я́ко сié Бóгъ испóлнилъ éсть нáмъ чáдомъ и́хъ, воз­дви́гъ Исýса. Имя «Исус» братья богоубийц принимают за имя человека. Сказав выше, что Слово положено было во гробе, Павел, — чтобы кто не подумал, что он назвал Слово бесплотным, — снова называет Его Исусом и ни на один момент, по соединении двух естеств, не допускает в воплотившемся Слове разделения.